ОГБОУ "Шегарская школа-интернат"
п. Победа, Шегарский район, Томская область
  • Доступная среда

    • О специально оборудованных учебных кабинетах.

    Школа-интернат   занимает   8  зданий и сооружений, в том числе  2  учебных корпуса, спальный корпус. В школе имеется  9 классных комнат,   4 кабинета (логопедия; музыка и ритмика;  компьютерная грамотность;   сельскохозяйственный труд).  Все они оснащены  мебелью, телевизорами, компьютерами,  необходимым оборудованием.      Кабинет компьютерной грамотности  оснащен необходимой оргтехникой,  персональными компьютерами, соединенными в локальную сеть, мультимедийным  проектором,  интерактивной доской. 17 компьютеров  в школе-интернате имеют доступ в сеть Интернет. Функционирует  школьный сайт http//sheg-internat.edu.tomsk.ru/,     электронная почта. 

     Сенсорная  комната оснащена необходимым оборудованием:  проектором «Меркурий» с жидким колесом, световым столом  для рисования песком,  тренажером функциональной активности мозга ТММ «Мираж»,  панелью «Разноцветная гроза», сухим бассейном, зеркальным уголком с пузырьковой колонной, мячами, мягким пуфом и др.).  Занятия на этом оборудовании позволяют   активизировать познавательные процессы и  функции центральной нервной системы, снимать психоэмоциональное напряжение,   стимулировать  и развивать сенсорные и двигательные функции воспитанников.

           В     2018 году  по программе «Социальная поддержка населения Томской области»  было приобретено компьютерное оборудование, интерактивные доски, учебники, специальное оборудование для учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога на сумму 1 167 тыс. рублей.

          Для детей  имеется  большой  выбор игрушек, настольных игр, направленных на  развитие  мышления, внимания, восприятия, речи, мелкой моторики,  расширение  кругозора  воспитанников, спортивного инвентаря. В течение учебного года  приобретались материалы для внеклассных занятий рукоделием. 

    • Об объектах для проведения практических занятий.

    С пятого класса дети занимаются профессиональным трудом в мастерских швейного и столярного дела. Мальчики в мастерской приобретают навыки работы с деревом:  умеют работать  на столярном оборудовании,  изготовить кухонный набор (толкушку, скалку, разделочную доску), табурет, полочку, столик и другие изделия,  отремонтировать мебель. 

      Швейная мастерская в достаточном количестве оборудована современными электрическими машинками с ножным приводом, есть оверлок. Девочки умеют делать выкройки и шить по ним несложные швейные изделия – косынки, фартуки, а также постельное белье, могут выполнить ремонт одежды, учатся вязать спицами и крючком.  

         Практически все наши обучающиеся сельские жители и после окончания школы, техникума они вернутся домой, в село. Поэтому необходимо научить их работать на земле, для этого в школе  был введен сельскохозяйственный труд:  воспитанники работают в теплице, выращивая овощную и цветочную рассаду для нужд учреждения и реализации населению (ежегодно продаем рассаду на сумму более 200 тыс. руб.). На уроках сельскохозяйственного труда детей знакомятся с технологией выращивания овощных и полевых культур. Знакомят  с основами содержания, кормления и ухода за животными. Это как бы ведущий профиль трудового обучения на селе, и он является обязательным для всех обучающихся.

    • О библиотеке.

     В 2014 году в школе-интернате после капитального ремонта была открыта библиотека, для которой приобретена новая мебель, стеллажи, художественная, учебная и методическая литература.

       Общий фонд школьной библиотеки  составляет 8 513  экземпляров: 5437 экземпляров – художественная литература, 646  экземпляра – учебники, 2074 экземпляра – методическая и справочная литература. Ежегодно комиссией проводится   обследование, изучение учебного фонда  и сверки с  Федеральным перечнем  учебников, на  соответствие  учебного  материала  учебников   содержанию  адаптированной образовательной   программы  школы-интерната.    Школьная библиотека оснащена компьютерным оборудованием, интерактивной доской, имеется выход в Интернет.

    • Об объектах спорта.

        В  школе-интернате  есть   приспособленный  спортивный  зал.  Обучающиеся обеспечены необходимым спортивным инвентарём для проведения занятий по лёгкой атлетике, гимнастике, лыжной  подготовке,  футболу. В спортивном зале  установлено следующее оборудование:  гимнастический козел, шведская стенка, мост гимнастический, теннисные столы.   

               В сентябре 2018 года  на территории  школы-интерната  была оборудована современная спортивная площадка, в комплекте которой – брусья, лестницы, перекладины и другие снаряды для занятий физической культурой и спортом. Спонсором  для приобретения и установки спортивного оборудования  стало  ПАО  «Томскэнергосбыт». 

    • О средствах обучения и воспитания.

    В школе-интернате имеются следующие виды  средств обучения и воспитания: 

    • печатные (в достаточном количестве учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, словари,  рабочие тетради,  раздаточный материал); 

    • электронные образовательные ресурсы (в необходимом количестве  мультимедийные учебники,  мультимедийные универсальные энциклопедии); 

    • аудиовизуальные (слайды,  видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях); 

    • наглядные плоскостные (в большом количестве плакаты, карты настенные, иллюстрации  и т.д.) 

    • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды,  модели демонстрационные) 

    • учебные приборы (компас,  колбы и т.д.) 

    • тренажеры и спортивное оборудование. 

    Общая дидактическая роль средств обучения

    Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы школы-интерната. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

    Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. 

    Принципы использования средств обучения

    • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

    • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение умственно отсталого ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; 

    • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); 

    • сотворчество педагога и обучающегося;

    • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

    • Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.

    Доступ в здания учреждения (библиотека, столярная мастерская, кабинет музыки и пения) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оборудован пандусами.

    • О специальных условиях питания.

    В соответствии с Постановлением Администрации  Томской области от 16.02.2021  года № 54-а  «Об утверждении норм обеспечения обучающихся питанием, одеждой, обувью, вещевым имуществом (обмундированием), жестким и мягким инвентарем за счет средств областного бюджета» в учреждении  созданы условия организации питания.

       По состоянию на 01.11.2023 года в ОГБОУ  «Шегарская школа-интернат» обучается и воспитывается 81 ребенок  с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями в развитии), из них 54 детей находятся на полном государственном обеспечении (в т.ч. получают бесплатное 5-разовое питание), 27 — «приходящие», находятся в учреждении неполный день с 8.30 до 17.00 и получают бесплатное 2-х разовое питание.

    Условия организации питания: ОГБОУ «Шегарская школа-интернат» организует питание самостоятельно. В учреждении на праве оперативного управления (собственность Казны Томской области) находится помещение пищеблока соответствующее санитарным требованиям с обеденным залом на 60  посадочных мест. Буфета в школе-интернате нет.

    • О специальных условиях охраны здоровья.
    • О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

    В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 

    Информационная база школы оснащена:

    • электронной почтой;
    • локальной сетью;
    • выходом в Интернет;
    • разработан и действует официальный сайт учреждения.

       На сегодняшний день школа имеет в своем распоряжении 1 компьютерный класс, медиатеку и средства сетевого взаимодействия, поддерживающие оперативный обмен информацией в режиме электронной почты. Почта активно используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации. В библиотеке школы имеется интерактивная доска, пополняется методическое мультимедийное обеспечение: мультимедиа программы по различным предметам.  Кабинет библиотеки является общедоступным для учителей и обучающихся школы. Компьютерный класс имеет  7 компьютеров, интерактивную доску, локальную сеть и выход в Интернет.

    Сайт является визитной карточкой учреждения. Основной задачей создания сайта является освещение учебной, воспитательной и экспериментальной работы школы и знаменательных событий в жизни школы. На сайте информация представлена в едином стиле и формате; оформление сайта является строгим и единым на всех страницах; содержится множество фотографий касающихся различных направлений деятельности школы. 

    • Об электронных образовательных ресурсах.

    В настоящее время в школе-интернате 35 компьютеров, 5 интерактивные доски, оборудован класс компьютерной грамотности, отвечающий современным требованиям: 8 персональных компьютеров, мультимедиапроектор, принтер, сканер, интерактивная доска. Укомплектованы компьютерной техникой и дополнительным оборудованием, выходом в Интернет кабинет директора, заместителя директора по УВР, бухгалтерия школы-интерната, кабинет компьютерной грамотности, библиотека, кабинеты старшего воспитателя, социального педагога, педагога-психолога и учителя-логопеда. Установлены компьютеры во все классные комнаты, что создает благоприятные условия для широкого использования информационных технологий, электронных образовательных ресурсов во время проведения уроков и внеклассных занятий.

             Информационные технологии используются учителями и воспитателями во время проведения уроков и внеклассных занятий, при подготовке раздаточного материала, наглядного пособия и т.д.. У педагогов школы-интерната имеется ряд отработанных моделей использования информационных технологий на занятиях:

    — тестирование с выбором ответа;

    — отработка технических навыков;

    — наглядность излагаемого материала;

    — проведение коррекционной работы.

            Использование современных компьютерных технологий на уроке позволяет улучшить отработку изучаемого материала, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

    • О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

    Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с умственной отсталостью в школе-интернате являются  технические средства обучения: 

    • Интернет;

    • компьютерное оборудование;

    • электронная почта

    • мультимедийные средства;

    • фотоаппарат;

    • программное обеспечение и пр.

    Почему же именно компьютерные технологии легко и быстро могут помочь в  преодолении такого сложного дефекта? Компьютерные технологии приобретают  ценность  как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.  Именно поэтому   учебно-воспитательный процесс уже немыслим без применения  новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с  традиционными определяют эффективность использования информационных технологий.  Дети с умственной отсталостью — это дети, состояние здоровья которых препятствует  освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер  значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду,  развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль,  усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность,  дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся.

     Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или  занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать  занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения.  Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала  школьника.

    • О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
    •  О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

    Спальный корпус  рассчитан на 60 мест. На первом этаже  спального корпуса размещены комнаты для девочек и обучающихся начальных классов, на втором — для мальчиков. Каждая спальня меблированная, украшена комнатными растениями и работами, которые выполнили сами воспитанники. На каждом этаже имеются телевизоры, где дети могут посмотреть фильмы и передачи.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике